РУКОВОДИТЕЛЯМИ ХОТЯТ БЫТЬ ВСЕ, НО НЕ КАЖДЫЙ ГОТОВ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОДЧИНЕННОГО

«В 2020 году за коррупцию подчиненных отправлены в отставку 6 политических служащих, к дисциплинарной ответственности привлечены еще 9 политических, а также 39 руководителей, занимающих должности административной госслужбы, и 5 топ-менеджеров квазигоссектора.

 

Особо отмечу, что новости об отставках всегда под пристальным взором граждан и СМИ. Руководителями хотят быть все, но не каждый готов нести ответственность за подчиненного. Подать формальное заявление об отставке и реально уйти в отставку – две разные вещи. Набившие оскомину замечания и выговоры не вызывают у граждан ничего кроме раздражения.
Поэтому пришло время, когда наряду с законом необходимо руководствоваться и морально-этическими принципами.

 

В данном контексте мы приняли коллегиальное решение, что только за один факт коррупции, совершенный сотрудником Агентства, его непосредственный руководитель будет автоматически освобожден от занимаемой должности. Исключения будут делаться лишь в том случае, если руководитель самостоятельно выявил и пресек коррупционное преступление».

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НПА БУДЕТ ПОВЫШЕНА ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

«Антикоррупционную экспертизу в новом формате прошли более 3,5 тысяч проектов НПА. При этом силами независимых экспертов в них выявлено более 7,5 тысяч коррупционных лазеек.

В этой связи хочу обратиться ко всем коллегам из центральных и местных исполнительных органов: необходимо прекратить практику использования двойного толкования норм, позволяющих чиновникам принимать решения 

на свое усмотрение. Размытые и дискреционные формулировки, порождающие правовые коллизии, должны уйти в прошлое. Со своей стороны, мы будем последовательно повышать эффективность экспертизы,
в том числе за счет внедрения искусственного интеллекта», — заявил председатель Антикора.

РУКОВОДИТЕЛЯМИ ХОТЯТ БЫТЬ ВСЕ,  НО НЕ КАЖДЫЙ ГОТОВ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА ПОДЧИНЕННОГО

ГЛАВА АНТИКОРА: В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ ОТДЕЛЬНЫЕ БЕСПРИНЦИПНЫЕ ЧИНОВНИКИ И ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ ВОСПРИНЯЛИ СВОИ ДОЛЖНОСТИ КАК ВЫСОКОДОХОДНЫЙ ЛИЧНЫЙ БИЗНЕС

«2020 год стал одним из самых тяжелых в истории человечества. Беспрецедентный стресс-тест прошли государственные аппараты по всему миру, столкнувшись с масштабным снижением уровня доверия граждан.

В условиях пандемии, когда народ возлагал надежды на тех, кому делегированы властные полномочия, отдельные беспринципные чиновники и топ-менеджеры, не боясь ни закона, ни Бога, восприняли свои должности как высокодоходный личный бизнес, занявшись хищением бюджетных средств и получая на системной основе взятки. Обогащение на горе своего народа равносильно предательству и убийству.

 

Нами зарегистрировано 100 уголовных дел, из них почти половина – это хищения средств, выделенных на антикризисные меры. Пресечены факты приобретения 132 аппаратов ИВЛ по завышенной стоимости на сумму более 2 млрд тенге».

В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ ВОЛОНТЕРЫ И ОБЩЕСТВЕННИКИ ПРОВЕЛИ ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ МОНИТОРИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

«По поручению Президента в целях недопущения спекуляции лекарствами и медицинскими изделиями во всех регионах созданы специальные группы
из числа волонтеров и общественников. Они провели полторы тысячи мониторинговых мероприятий с охватом 10 тысяч аптек, больниц, поликлиник и медицинских складов, а также сопровождали всю гуманитарную помощь до конечного получателя.

В сжатые сроки мы провели тщательный анализ коррупционных рисков в деятельности «СК-Фармации» и Фонда медицинского страхования, благодаря чему внутренние бизнес-процессы этих организаций стали более транспарентными и понятными. Пандемия продолжается, поэтому наша основная задача – дальнейшее тотальное сопровождение бюджетных средств, выделенных на борьбу с коронавирусом, и вовлечь еще больше граждан в общественный контроль», — заявил Алик Шпекбаев.

ПРОЕКТ «АДАЛДЫҚ АЛАҢЫ» ОБЕСПЕЧИЛ ПЕРЕХОД НА СЕРВИСНУЮ МОДЕЛЬ ВСЕХ АКИМАТОВ РАЙОНОВ И ГОРОДОВ ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

«Несмотря на столь сложный период, мы вывели на новый уровень проектную деятельность Агентства, ключевой задачей которой стало повсеместное внедрение принципов открытости, прозрачности, подотчетности, доступности и клиентоориентированности. Благодаря набравшему серьезные обороты общенациональному движению «Адалдық алаңы» 317 акиматов перешли на сервисный формат, что позволило нам достичь стопроцентного охвата районов и городов областного значения. А открытие более 2 300 безбарьерных фронт-офисов и опенспэйсов сделало процесс получения услуг в госучреждениях более комфортным. Проект придал ощутимый импульс цифровизации государственных услуг, уровень которой достиг 93% при международном стандарте в 90%, что ощутимо минимизировало бытовую коррупцию в этой сфере.

Вполне логично, что сервисную модель мы внедрили и у себя, открыв антикор-центры во всех регионах. Они созданы для людей, поэтому необходимо обеспечить предоставление качественных услуг каждому обратившемуся гражданину. Антикор-центры должны консолидировать креативных и проактивных граждан, желающих и способных на деле бороться с коррупцией». 

 

РУКОВОДИТЕЛЯМИ ХОТЯТ БЫТЬ ВСЕ,  НО НЕ КАЖДЫЙ ГОТОВ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА ПОДЧИНЕННОГО

11 РЕГИОНОВ СТРАНЫ ПОЛНОСТЬЮ ОТКРЫЛИ СВОИ БЮДЖЕТЫ

«В развитие Интерактивной карты открытых бюджетов, на которой размещены финансовые данные порядка 18 тысяч госучреждений на 14 трлн тенге, Агентством запущен новый проект «Ашық бюджет». Его цель – масштабное вовлечение граждан в мониторинг освоения бюджетных средств и повышение финансовой грамотности населения. Благодаря воле акимов и их приверженности принципам открытости и прозрачности обеспечена полная транспарентность бюджетов в 11 регионах страны.

АЛИК ШПЕКБАЕВ: КАЖДЫЙ ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ МОЖЕТ РАССЧИТЫВАТЬ НА ПОЛНОЦЕННУЮ И НАДЕЖНУЮ ЗАЩИТУ ОТ КОРРУПЦИИ И ЧИНОВНИЧЬЕГО ПРОИЗВОЛА

«Растет активность проекта Protecting business and investments – на сегодняшний день мы сопровождаем 635 компаний, суммарные инвестиции которых составляют свыше 16 трлн тенге. Проект однозначно внес свою лепту в улучшение делового климата. Согласно исследованию Transparency Kazakhstan, 4 из 5 опрошенных предпринимателей ведут бизнес, не давая взяток.

Между тем проблем все еще немало. К сожалению, бизнес продолжает испытывать давление со стороны правоохранительных и контрольно-надзорных органов, поэтому антикоррупционное сопровождение иностранных и отечественных инвесторов, а также малого и среднего бизнеса остается нашим приоритетом.

Хочу заверить, что каждый добропорядочный предприниматель может рассчитывать на полноценную и надежную защиту от коррупции и чиновничьего произвола. Наши двери всегда открыты».

КАЗАХСТАН ВСТУПИЛ В СЕТЬ ОРГАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ

«Несмотря на пандемию, мы продолжили расширять международное партнерство. Наряду с регулярными скайп-коллами с экспертами международных организаций налажены двусторонние отношения с антикоррупционными ведомствами Гонконга, Италии, Сербии, Иордании, Монголии, Узбекистана и др. Важным шагом стало вступление Казахстана в Сеть органов по предупреждению коррупции, преимуществом участия в ее работе является упрощение обмена информацией.

ЗА 2 ГОДА КАЗАХСТАН ДОБИЛСЯ СУЩЕСТВЕННОГО РОСТА В КЛЮЧЕВЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ РЕЙТИНГАХ

В целом на международной арене в прошлом году мы добились исторических результатов, более чем в два раза повысив процентильный ранг по индикатору контроля коррупции Всемирного банка и достигнув 38 баллов в Индексе восприятия коррупции Transparency International.

Для сравнения, если с 2012 по 2018 год, то есть за 7 лет в ИВК мы продвинулись лишь на 3 балла (с 28 до 31), находясь на 124 месте, то только за последние два года набрали 7 баллов, что позволило переместиться в рейтинге выше на 30 пунктов – со 124 на 94 место. Таким образом мы уверенно закрепились в группе государств с умеренным уровнем восприятия коррупции.

Высокая оценка международного сообщества завоевана благодаря последовательно проводимой политической модернизации и воле Главы государства на искоренение коррупции, обеспечение открытости и клиентоориентированности госаппарата. Динамичный прогресс в антикоррупционных рейтингах позитивно отразится на экономическом росте и инвестиционной привлекательности Казахстана, что особенно актуально в столь сложный экономический период», — сказал А. Шпекбаев.

 

«ЦИФРОВОЙ АНТИКОР»: BIG DATA И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

«Сэкономленные в результате оптимизации средства мы направили прежде всего на цифровизацию внутренних бизнес-процессов Агентства.
Когда во всем мире идет технологическая революция, работать по старинке – непростительная ошибка. В этой связи мы придали значительный импульс проекту «Цифровой Антикор», в рамках которого внедряются технологии big data и искусственный интеллект. Это уже позволяет нам многократно оптимизировать время и ресурсы для формирования ведомственной отчетности – буквально по одному клику. А форсированная автоматизация рутинных кадровых процессов дает реальную возможность перейти от «работы с документами» к «работе с людьми».

БЛАГОДАРЯ ПРЕВЕНТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СНИЗИЛИСЬ НА 11%

«Благодаря системной превентивно-профилактической работе в 2020 году количество зарегистрированных коррупционных преступлений снизилось на 5%. Следует отметить, что в период с 2017 по 2020 год регистрация сокращена и вовсе на 11%, что свидетельствует об устойчивой тенденции снижения количества коррупционных преступлений», — отметил Шпекбаев.

А. ШПЕКБАЕВ: В 2020 ГОДУ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНО 210 РУКОВОДИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНОГО РАНГА

Мы всецело обеспечиваем неотвратимость наказания. В отчетном периоде пресечено 25 особо тяжких и 1368 тяжких преступлений, а также 112 фактов системной коррупции. В суде рассматривается 4 дела по фактам создания ОПГ. К уголовной ответственности привлечено 210 руководителей различного ранга.  Осуждено 722 лица, в числе которых один аким области, 4 заместителя областных акимов, 2 ответственных секретаря, 2 председателя комитетов, 1 посол, 5 судей, 10 районных акимов и их заместителей. Расследуются уголовные дела в отношении 5 вице-министров, 5 председателей комитетов и их заместителей, а также 5 топ-менеджеров квазигосорганизаций.

Предан суду ряд должностных лиц и руководителей подрядных организаций по факту хищения бюджетных средств при строительстве «Астана LRT». Завершено расследование в отношении экс-председателя правления «СК-Фармация». По делу БТА-банка обеспечено возмещение ущерба на сумму более 12 млрд тенге. Еще 6,4 млрд тенге возмещено в рамках уголовного дела в отношении экс-председателя правления АО «Продкорпорация».

АНТИКОР ОБЕСПЕЧИЛ РЕКОРДНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

«Сумма возмещенного ущерба по уголовным делам составила 50,7 млрд тенге, что более чем в два раза выше показателя 2019 года (22,7 млрд тенге). Объем кратных штрафов по фактам взяточничества и хищений составил 2,8 млрд тенге, арестованного имущества – 1,2 млрд тенге», — отметил председатель Агентства.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ РАБОТЫ АГЕНТСТВА ЗА 2020 ГОД СОСТАВИЛ 95,6 МЛРД ТЕНГЕ

«Системная работа по мониторингу госзакупок, внешним анализам коррупционных рисков и проектной деятельности позволила предотвратить нерациональное использование бюджетных средств еще на 40,9 млрд тенге.

Таким образом экономический эффект работы Агентства за 2020 год составил 95,6 млрд тенге. Мы не должны останавливаться на достигнутом, каждый наш сотрудник должен работать в режиме максимальной эффективности», — акцентировал Шпекбаев.

РУКОВОДИТЕЛЯМИ ХОТЯТ БЫТЬ ВСЕ,  НО НЕ КАЖДЫЙ ГОТОВ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА ПОДЧИНЕННОГО

МВД, МСХ И КГД – В АУТСАЙДЕРАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

«По поручению Главы государства определены госорганы, руководители которых не принимают активных мер по предотвращению коррупции. По итогам 2020 года — это министерства внутренних дел и сельского хозяйства, а также комитет государственных доходов, что подтверждается результатами социологического исследования Transparency Kazakhstan и уголовно-следственной практики.

Несмотря на прямое поручение Елбасы о масштабировании проекта «Адалдық алаңы» на уровне всех регионов и центральных госорганов, МВД блокирует открытие проектного офиса, будто проблема бытовой коррупции там уже решена. Необъясним отказ и в проведении внешнего анализа коррупционных рисков.

МСХ по-прежнему остается одним из антилидеров по итогам комплексного антикоррупционного мониторинга. Ведомством не в полной мере исполняются наши рекомендации, особенно в части совершенствования порядка субсидирования сельхозтоваропроизводителей. Это создает не только коррупциогенность, но и ставит бизнес в неравные условия. Как говорится, богатые богатеют, бедные беднеют.

Полноценные превентивные меры отсутствуют и у Комитета госдоходов, наглядным подтверждением чему служат регулярные жалобы граждан и бизнеса на систематические поборы в таможенных и налоговых органах.

В целом абсолютно все государственные органы и организации должны наращивать антикоррупционный потенциал своей работы и создавать условия, при которых сотрудники не смогут и даже не будут иметь желания совершать коррупционные действия», — заявил председатель Агентства.

О ЧЕТВЕРТОМ ПАКЕТЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ РЕФОРМ

«В продолжение первых трех антикоррупционных пакетов уже в ближайшее время будет разработан четвертый, включающий такие важнейшие инициативы, как введение ответственности за незаконное обогащение, формирование комплексной системы защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, внедрение тестирования на профессиональную неподкупность Integrity check, введение уголовной ответственности за обещание, предложение взятки и отмена кратных штрафов за особо тяжкие коррупционные преступления».

АНТИКОР, АГЕНТСТВО ПО ФИНМОНИТОРИНГУ И НПП «АТАМЕКЕН» ОБЪЕДИНЯТ УСИЛИЯ В СОКРАЩЕНИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

«Одним из ключевых драйверов коррупции является теневая экономика. Реализуемые государством в этом направлении меры уже дают довольно неплохие результаты. К примеру, введение ограничения на снятие денежных средств, а также масштабное продвижение цифровых платежей позволило вдвое сократить обнал – с 2,7 трлн до 1,3 трлн тенге, что напрямую повлияло и не сокращение возможностей для взяток. Не предпринимая действенных мер против теневых схем, эффективно противостоять коррупции невозможно, поэтому мы совместно с нашими партнерами Агентством по финмониторингу и НПП «Атамекен» намерены начать целенаправленную работу по отраслям экономики с наибольшей долей теневого оборота – это сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт».

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АПК: ЦИФРОВОЙ ТЕНГЕ ЛИШИТ ВСЯКОГО СМЫСЛА ОБНАЛЬНЫЕ СХЕМЫ И ЛЖЕПРЕДПРИЯТИЯ

«Как показывает практика, сфера закупок является одной из самых коррупциогенных и подпитывающих теневую экономику. Поэтому еще одним направлением совместной работы с Нацпалатой станет внедрение ценового комплаенса как при формировании бюджета, так и при его освоении.

Не секрет, что зачастую цены, закладываемые в бюджет, намеренно завышаются в угоду коррупционным интересам. В этой связи мы предлагаем формировать бюджет той или иной закупки, исходя из реальных цен, на основе фактически реализованных договоров. Это не позволит «раздувать» бюджет закупаемых товаров, работ и услуг. Таким образом бюджетное планирование на основе ценовых предложений аффилированных компаний уйдет в прошлое.

Для решения проблемы подписания фиктивных актов выполненных работ предлагается их детализированная публикация, а также введение конкретных сроков их рассмотрения заказчиком, к примеру, не более 3 дней. Это значительно сократит возможности для намеренного затягивания подписания актов, преследующих одну цель – получить заветную мзду.

Фундаментальным же решением проблемы коррупции в закупках станет скорейшее внедрение цифрового тенге, что позволит отслеживать весь процесс освоения бюджетных средств, лишит всякого смысла «обнальные» схемы и создание лжепредприятий».

АЛИК ШПЕКБАЕВ ПРИЗВАЛ СОБСТВЕННИКОВ ТОП-50 ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ ВНЕДРИТЬ АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ КОМПЛАЕНС-СЛУЖБЫ

«В целях дальнейшего развития института антикоррупционного комплаенса в квазигоссекторе будет начато образовательное и методологическое сопровождение на базе Академии госуправления при Президенте и Корпоративного университета «Самрук-Казына». Комплаенс-офицеры пройдут комплексные семинары, которые позволят повысить качество превентивной антикоррупционной работы в национальных компаниях.

Наряду с этим, мы начнем работу по созданию комплаенс-служб в крупнейших частных организациях Казахстана. Призываю собственников ТОП-50 отечественных компаний внедрить этот институт, подав пример всему остальному бизнесу», — заявил А. Шпекбаев.

АНТИКОР ПРЕДЛАГАЕТ ШИРЕ ПРИМЕНЯТЬ ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ В КАЧЕСТВЕ НАКАЗАНИЯ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

«Опыт человечества в части жесткой изоляции лиц от общества показывает, что тюрьма крайне редко исправляет человека. Неслучайно в ряде стран ОЭСР в качестве основного или дополнительного наказания за коррупционные преступления довольно успешно применяют общественные работы.

В частности, в Великобритании практикуется надевать на осужденных яркие жилеты с надписью «вернуть долг обществу» и принуждать их к низкоквалифицированным уличным работам. Психологически такой вид наказания более эффективен, а общество узнаёт своих антигероев в лицо.

Несмотря на регламентированную уголовным законодательством возможность привлечения к общественным работам за коррупционные преступления небольшой и средней тяжести, в Казахстане данный вид наказания судами практически не назначается. На мой взгляд, этот институт необходимо активизировать, прежде всего с точки зрения сильнейшего профилактического эффекта»,сказал А. Шпекбаев.

А. ШПЕКБАЕВ: СКРОМНОСТЬ ДОЛЖНА ПЕРЕЙТИ В РАЗРЯД ИМПЕРАТИВНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ГОССЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

«Мы должны понимать, что исключительно ограничительными мерами не сможем изменить порочную психологию чиновников, обусловленную стремлением к роскошному образу жизни. Семейные фотографии с фешенебельных курортов, шоппинг в дорогостоящих брендовых магазинах, люксовые аксессуары, шкуры краснокнижных животных и представительские автомобили – все это в мгновение ока становится достоянием социальных сетей и закономерно вызывает критику граждан. Скромность должна перейти в разряд императивных норм поведения госслужащих. Прежде всего речь идет о чиновниках, занимающих руководящие должности, и членах их семей.

В этом направлении мы должны выстроить системную работу, в которую будет вовлечено в буквальном смысле все общество».

ОТКРЫТОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ ГОСОРГАНОВ

«Важнейшей задачей является укрепление институтов и механизмов вовлечения граждан в деятельность государственных органов. В Агентстве представители общественности принимают участие во всех аппаратных совещаниях, кадровых и комиссиях по госзакупкам, что подтверждает высокий уровень открытости и прозрачности нашей деятельности. Так должно быть во всем госаппарате. Как сказал Глава государства, граждане – наши главные клиенты, поэтому мы не должны скрывать от общественности нашу внутреннюю кухню. В дополнение к этому предлагается ввести в практику государственных учреждений онлайн-трансляции конкурсных кадровых комиссий с использованием социальных сетей».

В КАЗАХСТАНЕ ПРЕДЛОЖЕНО РАЗРАБОТАТЬ «АДАЛДЫҚ ӘЛІППЕСІ»

«В продвижении идеологии добропорядочности особое место занимает комплексный и непрерывный образовательный процесс. В условиях распространения коронавируса проведено 10 онлайн-лекций в рамках «Часа добропорядочности» с охватом всех школ, колледжей и вузов. В настоящее время мы проработали с Министерством образования внедрение идеологии добропорядочности в программы основных школьных предметов.

Заслуживает внимания инициатива председателя Правления «Егемен Қазақстан», члена общественного совета Агентства Дархана Кыдырали по разработке «Адалдық әліппесі». Это очень важно в контексте формирования у детей прочных убеждений о честном и справедливом образе жизни уже с ранних лет». 

АЛИК ШПЕКБАЕВ ОБОЗНАЧИЛ ПРИОРИТЕТЫ В ОПЕРАТИВНО – СЛЕДСТВЕННОЙ РАБОТЕ

«Что касается оперативно-следственной работы, приоритеты остаются неизменными. Мы должны сконцентрироваться на пресечении системной коррупции с участием высокопоставленных руководителей, своей алчностью дискредитирующих весь госаппарат, добиваться максимального возмещения причиненного ущерба и обеспечивать абсолютную неотвратимость наказания.

Все это напрямую влияет на два главных индикатора нашей эффективности – восприятие коррупции и доверие граждан реализуемой антикоррупционной политике».

 

Добавить комментарий